Троллейбусу подписали концепцию
Фото: Евгений Леонтьев

Фото: Евгений Леонтьев

В Тольятти приговорили электротранспорт и решили строить дорогу через лес

Вчера депутаты Тольяттинской гордумы одобрили концепцию развития улично-дорожной сети и городского пассажирского транспорта. Документ, впервые опубликованный осенью этого года, вызвал скандал: как оказалось, разработчики предложили городским властям революционные решения, которые могут основательно изменить облик города.

Концепция по заказу мэрии была разработана питерским ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры», и обошлась бюджету в 8,5 млн рублей.

Документ представлен в двух вариантах — консервативном и радикальном. Последний предполагает такие шаги, как строительство магистрали через городской лесопарк и полная ликвидация в городе троллейбусного сообщения.

10 декабря доработанный документ повторно рассмотрели, а вчера, фактически без обсуждений, одобрили на заседании гордумы. Депутаты остановили свой выбор на варианте, предусматривающем строительство дороги через лес, предложив провести ряд экспертиз и «разъяснительную работу с жителями». О судьбе троллейбуса в решении думы ничего не говорится.

Депутат Борислав Гринблат в беседе с корреспондентом «Русской планеты» напомнил, что концепция еще должна лечь в основу муниципальной программы и отразиться в генеральном плане города.

Впрочем, одобрение проекта и мэрией, и думой фактически означает, что у предложенной концепции не осталось серьезных политических оппонентов, и ее основные параметры, очевидно, будут реализованы.

Дорога в двадцать лет

Споры о необходимости Лесной дороги не утихают уже почти двадцать лет. Дорожная сеть Тольятти планировалась еще в 1970-х. Но сейчас в 720-тысячной «столице автопрома» уровень автомобилизации достиг 350 единиц транспорта на 1 000 жителей. Две существующие магистрали, связывающие крупнейшие районы города — Автозаводский (население — 440 тыс.) и Центральный — уже не в состоянии справиться с трафиком. В часы пик город встает в пробки.

Вариантов решения проблемы несколько. Основной — строительство дороги от Ленинского п-та до ул. Баныкина по лесной просеке. В конце 1990-х проект коммерческой автодороги по этому маршруту уже предлагался, но был заблокирован общественностью и экологами. Трасса должна пройти над подземными городскими водозаборами, и критики проекта уверены, что это приведет к их загрязнению. Другая опасность — стихийное развитие дорожной сети внутри леса и легализация жилой застройки. Особенно болезненно проект Лесной дороги воспринимается жителями после пожаров лета 2010 года, уничтоживших 2 тыс. из 8 тыс. га городского леса.

Один из последовательных критиков проекта, тольяттинский эколог Владимир Иглин считает, что город должен отказаться от Лесной дороги и ограничиться расширением существующих магистралей — Южного и Лесопаркового шоссе, со строительством развязок.

– Те, кто лоббирует Лесную дорогу, сначала должны найти деньги на новые водозаборы, — сказал Иглин корреспонденту «Русской планеты».

Борислав Гринблат предлагает и компромиссный вариант — строительство по тому же маршруту эстакады.

– Не думаю, что это будет дороже реконструкции существующих шоссе. Зато снизит экологические риски, — говорит Гринблат. — В любом случае, дорога в том или ином виде необходима. Иначе город задохнется в пробках.

Последний троллейбус

Еще более острую реакцию вызвал пункт концепции, предусматривающий полный или частичный отказ от троллейбусного сообщения в городе, существующего с 1966 года.

– Отсутствие возможности инвестиций в развитие троллейбусного транспорта привело к старению подвижного состава и сокращению его количества, которого явно не достаточно для обслуживания существующей троллейбусной сети, — констатируют авторы концепции, предлагая в качестве «мягкого» варианта сократить количество маршрутов (с 24 до 12) и протяженность сети, при сохранении количества подвижного состава.

Глава департамента транспорта мэрии Павел Баннов на презентации привел и экономические доводы:

– Для того, чтобы восстановить нормальное функционирование МП «ТТУ» необходимо 1,2 млрд рублей. Задолженность предприятия составляет 120 млн рублей. Кроме того, требуются огромные вливания в содержание инфраструктуры. Серьезного обновления требует и парк троллейбусов. Сейчас у нас в наличии лишь 20 «живых» троллейбусов. Вместо 1 троллейбуса можно купить 3 автобуса, — подсчитал чиновник.

Интересно, что предварительный вариант концепции, представленный мэрии еще в мае, предполагал только один вариант решения «троллейбусного вопроса» — полную ликвидацию.

Эксперт общественной организации «Общественный транспорт Самарской области» Андрей Василенко в беседе с корреспондентом «Русской планеты» высказал опасения, что даже «мягкий» вариант впоследствии может привести к полной ликвидации троллейбусного сообщения:

– К сожалению, опыт других городов говорит именно об этом. Такова экономика общественного транспорта. Если это произойдет, Тольятти станет крупнейшим в мире городом, в котором нет троллейбуса или трамвая, — напоминает эксперт.

Один из бывших чиновников администрации города на условиях анонимности заявил «Русской планете», что, по его мнению, «троллейбус в Тольятти уничтожают давно и сознательно»:

– Тут есть два момента, — отмечает наш собеседник. – Интересы частных перевозчиков и имущество троллейбусного управления — земля и недвижимость. На эти активы всегда много претендентов.

– В Тольятти тяжелая, но довольно типичная ситуация, — рассуждает Андрей Василенко. — Можно построить хоть десять Лесных дорог, но это не решит проблему концептуально. Городские власти должны понять, что это вопрос транспортной культуры. Во всех современных мегаполисах людей стараются пересадить с автомобилей на общественный транспорт. Но в него необходимо инвестировать. Довести троллейбус до чудовищного состояния, а потом признать его «неэффективным» и уничтожить — это самый простой выход.

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»