Слияние и поглощение
Вид на Самару с вертолета. Фото ИТАР-ТАСС/ Николай Никитин

Вид на Самару с вертолета. Фото ИТАР-ТАСС/ Николай Никитин

Европейские урбанисты заинтересовались агломерацией городов Самарской области

В настоящее время в Самарской области проходит ряд встреч проектировщиков Самарско-Тольяттинской агломерации с представителями власти. На днях в мэрии Тольятти проектировщики из Германии, Голландии, Италии и России провели встречу с мэром города Сергеем Андреевым и главным архитектором Георгием Нементовым.

Как рассказал «Русской планете» менеджер проекта «Концепция развития Самарско-Тольяттинской агломерации» Петр Данилов, европейские специалисты начинают работу по построению агломерации между городами и на сегодня пытаются понять отношение городских властей к этому масштабному проекту и сформировать собственные предложения.

Слияние городов

Проект развития Самарско-Тольяттинской агломерации зарождался еще в начале 2000-х годов. В то время решили объединить усилия в сфере промышленности ряд городов Самарской области. В агломерацию вошли Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Сызрань, Чапаевск, Жигулевск, Кинель, Отрадный, Октябрьск. Также были включены три крупных поселка городского типа: Безенчук, Рощинский и Усть-Кинельский. Данная агломерация располагается вокруг Самарской луки и занимает 40% от всей площади региона. В указанных населенных пунктах проживают почти 80% населения губернии. В целом общая численность агломерации составляет почти 2,5 млн человек, которые создают почти всю промышленную и сельскохозяйственную продукцию Самарской области.

По численности Самарско-Тольяттинская агломерация занимает третье место в России — после Москвы и Санкт-Петербурга. Но пока она совсем не развита. По факту два крупнейших города в Самарской области — Самара и Тольятти — ведут постоянную конкурентную борьбу, вместо того чтобы объединять усилия и работать вместе. Транспортная связь между городами, по сути, только автомобильная. Города связывает трасса М5, расстояние — 50 км. Есть и железнодорожные пути, но они практически не используются жителями ввиду неудобства и больших временных затрат.

В перспективе планируется развивать водное сообщение — по рекам Волга, Сок, Самара и Чапаевка. Также предусматривается возможность добираться от Самары до Тольятти по воздуху, посредством вертолетов, а также с помощью высокоскоростных видов транспортного сообщения — поездов.

Будущая агломерация должна стать важным транспортным перекрестком как для страны, так для международных сообщений. Между Самарой и Тольятти расположен международный аэропорт Курумоч, который стабильно входит в первую десятку аэропортов России.

Нереальный проект

Некоторые специалисты оценивают проект агломерации скептически, полагая, что она не так уж необходима. Когда-нибудь Тольятти и Самара объединятся естественным путем за счет роста городов, но произойдет это очень нескоро.

- На развитие агломерации между Самарой и Тольятти влияют скорее социальные причины, нежели технические. Именно поэтому этот процесс затянулся и может затянуться еще на долгие годы, — рассказал «Русской планете» председатель Самарского регионального отделения Союза архитекторов России Юрий Корякин. — По сути, данный проект — это договор между несколькими муниципалитетами области и их органами самоуправления о сотрудничестве. Прежде чем начинать проектировать столь масштабный проект, как агломерация, требуется провести огромную работу по ее изучению. Например, миграционное или культурное взаимодействие. Пока это не сделано никем, поэтому и потребность в объединении городов не очевидна. Безусловно, нужно наладить скоростное транспортное сообщение, нужно быстрее начинать восстанавливать водные перевозки, которые сегодня находятся в плачевном состоянии, но для этого не обязательно искусственным путем объединять города. Ни Самара, ни Тольятти не показывают оптимистичных показателей по приросту населения, поэтому на этой площади некому будет жить. Агломерация целесообразна, в частности, в развитии рекреационных зон, но не более.

Также, по мнению архитектора, агломерация — это еще и сложный политический процесс. Никто из чиновников и депутатов не захочет новых административных образований, в результате создания которых могут быть перераспределены зоны влияния тех или иных людей. Всем удобны раздельные выборы в Самаре и Тольятти, и менять эту структуру будет крайне сложно.

По мнению региональных властей, от развития агломерации выиграют несколько промышленных областей: нефтехимия, авиастроение, автомобилестроение. Кроме того, повысится культурный уровень населения. Предположительно, если развитие агломерации начинать уже сегодня, то говорить об окончательном ее формировании можно будет к 2030 году.

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»