«Не уволят и не понизят зарплату»
Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Холмов

Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Холмов

Минпромторг разработал систему субсидий отечественному автопрому

Министерство промышленности и торговли РФ подготовило несколько проектов постановлений правительства, согласно которым российские власти должны будут субсидировать автомобильную промышленность на сумму до 9 млрд рублей в будущем году каждому крупному автозаводу, например АвтоВАЗу. Законопроект разработан для того, чтобы снизить отток рабочих с автозаводов в связи с введением для них утилизационного сбора в 2014 году. С начала следующего года предполагается начать и денежные компенсации.

Работники улучшений не почувствуют

Субсидии полагаются предприятиям, которые осуществляют производство транспортных средств в режиме промышленной сборки или в пределах особой экономической зоны. Разумеется, поддержка будет оказана тем заводам, на которых задействовано существенное количество работников.

«Согласно проекту, субсидия предоставляется в размере до 90% общих затрат, понесенных производителем на выплату заработной платы основному производственному персоналу и выплату единого социального налога, но не более размеров, установленных настоящим постановлением, в зависимости от общего объема производства автомобилей», — говорится в пояснительной записке к постановлению. То есть производство большего количества автомобилей дает возможность получить больший объем субсидий, что станет стимулом для отечественных производителей увеличивать производительность труда.

При выпуске до 50 тыс. автомобилей в год предприятие может получить до 600 млн рублей. От 50 до 100 тыс. — до 1,5 млрд рублей. От 100 до 200 тыс. — до 3 млрд рублей; от 200 до 400 тыс. — до 4 млрд рублей; свыше 400 тыс. — до 9 млрд рублей. АвтоВАЗ в этом случае может надеяться на максимальную субсидию в 9 млрд рублей. Для сравнения: российский автозавод Volkswagen в Калуге может претендовать на 3 млрд рублей помощи.

- Я всегда за то, чтобы государство поддерживало российский автопром — без этого он не мог бы существовать, — рассказал «Русской планете» экономист Владимир Лопатухин. — В этой ситуации будущая поддержка будет выступать как сдерживающий фактор, а не стимулирующий. То есть работники не почувствуют никаких улучшений от этих влитых миллиардов. Эти средства заставят автопроизводителей отказаться от оптимизации труда. Иначе говоря, рабочих просто не будут увольнять и не будут понижать зарплаты — в этом все плюсы.

- Работодатель очень хитер, если его не держать в узде, — рассказал «Русской планете» председатель независимого профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство» Петр Золотарев. — Предприятие может получить средства, но потратить их не по назначению. Рабочих могут сократить, но по документам провести так, будто они уволились по собственному желанию. Либо людей могут заставить уйти. Потому со стороны государства я бы дал право контролировать этот бюджет субсидий независимым профсоюзам. Тогда ни одна копейка не уйдет на сторону.

Нет возможности заработать

Введение утилизационного сбора для российских автопроизводителей — вынужденная мера. Она является одним из условий членства России в ВТО. С 1 января 2014 года и российские, и зарубежные автоконцерны будут платить этот налог на равных. Соответствующий закон был подписан 21 октября 2013 года президентом Владимиром Путиным.

Базовая ставка налога для легковых автомобилей составит 20 тыс. рублей, для грузовых авто (массой от 2,5 т до 3,5 т) и автобусов — 150 тыс. рублей. Окончательный размер пошлины зависит от износа машины и ее характеристик.

Федеральный бюджет от уплаты утилизационного сбора с транспортных средств за 2014-2016 годы должен пополниться на 382,9 млрд рублей. Об этом в сентябре заявлял журналистам глава Минфина Антон Силуанов. Как раз эти деньги и будут распределены как субсидии на поддержку таких моногородов, как Тольятти. Сегодня ежегодные поступления от утилизационного сбора в бюджет от импортных авто составляют около 54 млрд рублей.

- Изначально производство АвтоВАЗа было рассчитано на производство «классики», — рассказал «Русской планете» работник одного из производственных цехов ОАО «АвтоВАЗ». — Сегодня производятся только современные модели авто с большим количеством новых комплектующих. Это существенно загружает мощности и самих рабочих, но достойных зарплат за переработку нет. Уже длительное время на АвтоВАЗе идет политика урезания премий, дополнительных часов и другой возможности заработать. Насколько мне известно, менеджеры среднего звена также лишились до 60% от зарплаты. Я почти уверен, что после введения нового утилизационного налога администрация найдет новый повод к оптимизации. Даже несмотря на дотации от государства.

С весны текущего года эксперты наблюдают падение автомобильного рынка России. По итогам 9 месяцев выручка ОАО «АвтоВАЗ» снизилась на 2,5 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Руководство завода полагает, что ухудшение показателей связано со снижением покупательской способности населения и, соответственно, продаж автомобилей в сегменте эконом-класса, где представлен весь модельный ряд Lada. 

Читайте в рубрике «Титульная страница» Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемостиБудет ли многодетной семья будущего? Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»